Дополненная реальность и VR-очки в образовании

Виртуальная реальность (VR) — это созданное компьютером трехмерное среда, с которой может взаимодействовать человек. Если говорить простым языком — задачей очков виртуальной реальности является перехитрить мозг таким образом, чтобы он воспринимал видимое за действительное с помощью специальных технологий.

Такие технологии существуют десятки лет, но только недавно они стали доступны широкой общественности. Пользователи получили возможность раскрыть полноту потенциала технологии.

По сути, VR превращает объемы данных и анализа в изображение или анимацию, которые накладываются на реальный мир. Сегодня большинство приложений VR реализованы через мобильные устройства, но постепенно происходит переход на устройстве для индивидуального пользования, такие как мониторы на голове или умные очки. Хотя уже многие знакомы с простыми развлекательными программами VR, такими как фильтры Snapchat и игра Pokémon Go. Средства виртуальной реальности не ограничиваются только развлечениями, а еще и очень полезные вещи. Например, дисплеи, которые воспроизводят навигацию, предупреждения о столкновении и другую информацию непосредственно в зоне видимости водителей, теперь доступны в десятках моделей автомобилей. Устройства VR для заводских рабочих, которые накладывают инструкции по производству, монтажу или обслуживанию, активно используются в тысячах компаний. VR дополняет или заменяет традиционные пособия и методы обучения все более быстрыми темпами.

Более ярко, VR обеспечивает новую парадигму подачи информации, которая, по нашему мнению, будет иметь глубокое влияние на то, как пользователи будут получать информацию. Накладывая цифровую информацию непосредственно на реальные объекты или среды, VR позволяет людям одновременно обрабатывать физическое и цифровое пространство, устраняя необходимость мысленно сочетать их. Это улучшает нашу способность быстро и точно поглощать информацию, принимать решения и выполнять необходимые задачи быстро и эффективно.

Типы виртуальной реальности

На данном этапе развития технологий VR среди них можно выделить следующие типы.

Технологии VR с эффектом полного погружения, обеспечивают правдоподобную симуляцию виртуального мира с высокой степенью детализации.

Технологии VR без погружения. К ним относятся симуляции с изображением, звуком и контроллерами, которые транслируются на экран, желательно широкоформатный.

Технологии VR с общей инфраструктурой. К ним можно отнести Second Life — трехмерный виртуальный мир с элементами социальной сети, который насчитывает более миллиона активных пользователей, Декабрь Minecraft и другие.

VR на базе интернет-технологий. К ним относится прежде всего речь Virtual Reality Markup Language, аналогичный HTML. Сейчас эта технология считается устаревшей, но, не исключено, в будущем виртуальная реальность будет создаваться в том числе — с использованием интернет-технологий.

Как работает технология VR

Самым распространенным средством погружения в виртуальную реальность специальные шлемы / очки. На расположенный перед глазами пользователя дисплей выводится видео в формате 3D. Прикреплены к корпусу гироскоп и акселерометр отслеживают повороты головы и передают данные в вычислительную систему, которая меняет изображение на дисплее в зависимости от показаний датчиков. В результате пользователь имеет возможность «осмотреться» внутри виртуальной реальности и почувствовать себя в ней, как в реальном мире.

Для более реалистичного погружения в мир виртуальной реальности кроме датчиков, которые отслеживают положение головы, в устройствах VR могут применяться трекинговые системы, отслеживающие движения зрачков глаз и позволяют определить, куда человек смотрит в каждый момент времени, а также отслеживают движения тела человека с целью повторения их в виртуальном мире. Такое отслеживание может осуществляться с помощью специальных датчиков или видеокамеры.

Для взаимодействия с виртуальной реальностью традиционных 2D-контроллеров (мышь, джойстик и др.) Уже недостаточно, поэтому их заменяют 3D-контроллерами (манипуляторами, позволяющими работать в трехмерном пространстве).

Как VR-очки могут улучшить образование

  • лучше воспринимать сложную информацию и получать новые навыки;
  • обрабатывать много информации и представить ее в интерактивной форме;
  • демонстрировать и применить теорию еще во время занятия;
  • понять, как использовать эти знания на практике;
  • поощрять студентов к учебному процессу.

Конечно, традиционные учебные учреждения медленно интегрируют новейшие технологические в своем учебном процессе.

Но этот процесс необратим, школы постепенно получают интерактивные доски, сенсорные панели и мультимедийные столы. Ведь современное поколение учеников — это выходцы из цифровых технологий, которые, несомненно, будут использовать передовые технологии в своей будущей карьере.

Как следствие, острая потребность в использовании современных технологий в классах.

Интересно, сколько украинских школ имеет возможность обучать с помощью технологий дополненной реальности?