4 НАВЫКА ДЛЯ УСПЕХА

Все чаще стали замечать в образовательных и коуч центрах тему «Навыки 4К». По словам специалистов — это ключевые навыки, которые помогут добиться успеха в любой сфере жизни. Чем больше в нашу жизнь входят компьютерные и интерактивные технологии, тем чаще встречаются универсальные советы. Так как развивать навыки 4К?

Креативность

Креативность (англ. Create — создавать, creative — творческий) — это способность создавать и находить новые оригинальные идеи, отклоняющиеся от принятых схем мышления, успешно решать поставленные задачи нестандартным образом, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.

Креативный потенциал человека зависит от :

  • уровня профессиональной подготовки в определенной области;
  • способности мыслить нестандартно и выходить за рамки;
  • естественного стремления заниматься креативной деятельностью;
  • личностных характеристик, таких как терпимость к неопределенности и желание рисковать.

Если же вы решили развивать собственную креативность и помочь в этом процессе ученикам, то нужно внимательно выбирать направление действия и задачи. Оптимизировать работу вам поможет интерактивная доска с функцией мультитач, коллективная работа точно будет присутствовать на уроке.

Задания для учеников младшей школы должны содержать:

  • командное обучение для навыков работы с другими;
  • обучения на основе реальных случаев (кейсов)
  • моделирование, обучение на основе наблюдения за другими;
  • обучение в игре.

Для учащихся старших классов и студентов подойдут:

  • метакогнитивные обучения;
  • импровизация и ролевая игра;
  • разрушения стереотипов, умение их логически развеивать.

Стоит помнить, что способность ребенка генерировать уникальные и полезные идеи зависит от его знания теоретической базы предмета. Поэтому на начальном этапе следует поощрять ребенка постепенно выходить за пределы шаблонного мышления. А не требовать от нее сразу производить инновационные идеи.

Хотя креативность и трудно оценить, и каждому учителю нужно это сделать. Старайтесь обращать внимание на следующие факторы:

  • неповторимости и отличие от традиционных решений;
  • актуальности и полезности для решения определенной задачи.

Критическое мышление

kritichiskoe_muslenie

Что такое критическое мышление?

Критическое мышление — это необходимый навык и жизненно важный ресурс современного человека. Критическое мышление базируется на законах логики и на понимании психологических процессов, протекающих в нашем сознании. Критическим мыслителям свойственно скептическое отношение ко всему, но никак не циничное.

Что дает владение этим навыком?

Навыки критического мышления позволяют не утонуть в информационной лавине, не поддаться манипуляциям, помогают принимать взвешенные решения и отстаивать их. Критическое мышление помогает в поиске новых путей решения проблем.

1 Системный анализ: способность определять связь между переменными в определенной системе.

2. Анализ аргументации: способность доходить логических выводов, опираясь на данные или утверждения.

3. Творческий процесс: умение выстраивать стратегию, теорию, методику или линию аргументации на основе совокупности сопроводительных данных (которые должны быть более глубокими, чем очевидна информация на поверхности).

4. Оценка: способность оценивать качество процессов и решений. Оценка охватывает критику конечного продукта мышления с учетом специфики конкретной ситуации.

Основными методами развития критического мышления являются:

1 Задавать вопросы и не принимать на веру все, что нам предлагают.

2. Искать доказательства, подтверждающие или опровергающие полученную информацию.

3. Накапливать знания и расширять кругозор. Что касается развития критического мышления у детей, то важно ориентироваться не на запоминание ними фактологического материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения.

Важно помнить, что научиться критически мыслить — это как овладеть мастерством танца или какого вида спорта — только практиковаться и не сдаваться, а любые проблемы или неудачи воспринимать только как дополнительный опыт.

Преподаватель может оценить, насколько основательно ученик доказывает свое мнение (сколько данных и какую именно информацию он приводит, насколько неочевидными является обоснование его идей).

Коммуникативные навыки

Коммуникативные навыки — навыки эффективного общения. Сюда обычно относят легкость установления контакта, поддержания разговора, навыки синтонного общения, умение договариваться и настаивать на своих законных правах.

Ключевыми навыками в коммуникации являются:

  • определение желаемых результатов коммуникации;
  • создание четкого посыла: разработка сообщение, бы передавало необходимое значение, и использование невербальных средств коммуникации, таких как жесты и наглядные материалы;
  • моделирование сознания других:
  • осознание уровня образованности, позиции и эмоций других;
  •  умение следовать правилам, нормам и дисциплине, подходят для определенного контекста коммуникации;
  • осознание социальных и культурных различий;
  • выбор необходимых каналов коммуникации;
  • активное слушание;
  •  умение критически анализировать текст или речь.

Какими должны быть задачи

Коммуникативные навыки могут быть развиты параллельно с задачами любого типа. Например, учитель математики может объяснить ученикам, как вдумчиво читать, чтобы понять теоретический материал по математике. А учитель истории мог бы перед тем, как задать написать реферат, рассказать, как логично структурировать текст. Здесь собраны задания для развития критического мышления в самых маленьких.

Оценивать можно в зависимости от того, насколько навыки ученика отвечать его возможности справиться с определенными аналогичными задачами в реальной жизни. Можно полагаться на реакцию и оценку проделанной работы ученика другими детьми.

Кооперация

achievement

Кооперация или командная работа состоит из следующих элементов:

  • межличностная коммуникация,
  • способность решать конфликты,
  • управленческие способности.

Способность ученика к командной работе зависит от его личного желания и возможности учитывать точки зрения других людей, координировать идеи многих лиц, решать проблемы в команде, находить консенсус и идти на компромисс.

Задача на сотрудничество должны учитывать:

  • оценку от каждого из определенной команды навыков других работать в команде;
  • особенность формирования групп для выполнения определенных задач.

Лучше использовать меньшие по объему группы. А давать учащимся возможность самостоятельно формировать группы можно только если задача, которую они будут выполнять, не будет предусматривать определенного оценивания. Иначе — им нужно учиться работать в тех коллективах, которые им не всегда кажутся удобными . Следует чередовать  роли между различными учениками.

Такие вот несложные знания и упражнения помогут учителям освоить 4К навыки и помочь в этом своим ученикам. Используйте различные методы обучения, в том числе и интерактивные сервисы. Такой подход обеспечит вам внимание детей на каждом занятии.