Домашнее задание. Проблема или дополнительная мотивация?

Дорогие родители, много времени вы тратите на выполнение домашнего задания?

Мы уверены, что много. Но есть же родители, которым повезло и их дети выполняют домашнее задание самостоятельно. Психологи в сотрудничестве с учителями сделали анализ успеваемости учащихся по тому, как они выполняют домашнее задание. Или скорее с кем.

Специалисты INTBOARD™ готовы поделиться с вами этими результатами.

уроки

Ученики, которым родители помогают готовить домашние задания, учатся хуже своих самостоятельных сверстников. Это выяснили испанские ученые

Школьники, у которых родители проверяют домашние задания и помогают их выполнять, получают оценки ниже тех, кто все делает сам. Таким оказался результат исследования, проведенного специалистами Университета Овьедо (Испания). В 2010 году ученые проанализировали контрольные работы более 26 000 школьников в возрасте 13-14 лет.

Исследователи выяснили: 86% мам и 63% пап спрашивают у подростков о домашних заданиях, а 61% и 47% соответственно проверяют, все ли уроки сделаны. Четверо из десяти родителей помогают детям решать задачи и писать сочинения.

Психологи выделяют два подхода в воспитании детей: коммуникативный и контролирующий.

В основе первого — общение: родители интересуются и часто спрашивают, как у ребенка обстоят дела в школе, о чем рассказывали на уроке, как складываются отношения с одноклассниками, но только не о домашних заданиях.

Второй подход основан на контроле: родители спрашивают, что задали, указывают буквально что и как нужно сделать, проверяют результат.

По десятибалльной системе оценки знаний школьники, привыкшие к самостоятельности, в том числе, и с выполнением домашних заданий, получают в сумме на 20 баллов больше, чем ученики, которые ждут указания родителей. В исследовании вывод о том, что «несамостоятельные» отстают в общей подготовке от «самостоятельных» примерно в полугодие.

Особенно сложно стало заинтересовать детей традиционным выполнением домашнего задания, когда в школе появляется интерактивная доска. Дети привыкли к визуализации процессов, в том числе и учебных, мультимедийная доска дает такую ​​возможность.

И этот вопрос можно решить. Существует множество интерактивных сервисов для создания онлайн задач. Учителю просто нужно чередовать методы выполнения работы.

Такой подход к работе в первую очередь сокращает учителю время на проверку домашнего задания. Для школьника такое домашнее задание является частью повседневной жизни и не вызывает дискомфорта. Для родителей — это возможность показать ребенку, что планшет, телефон или ноутбук созданы не только для игр.

Вот перечень интересных методов проверки домашнего задания.

  • дискуссия. Для того чтобы провести дискуссию, поделите класс на группы, каждая из которых будет выступать в защиту своей позиции или точки зрения на проблему. Одна точка зрения может быть изложена в учебнике или справочнике, а другая, отличная от нее, может принадлежать кому-то из учеников или учителю. В дискуссии важные соображения и аргументы учеников, а ее результатом станут более глубокие знания по теме.
  • интервью. Педагог предлагает ученикам придумать несколько вопросов автору открытия, изобретения или произведения. Отвечать на вопросы могут наиболее подготовленные ученики, а на самые сложные из них — учитель. — кроссворд. Конечно, для подготовки такой задачи понадобится время, однако ученики очень любят разгадывать кроссворды. Для того чтобы облегчить работу, педагог может воспользоваться одним из интерактивных сервисов для автоматического составления кроссвордов.
  • взаимная проверка. При проверке письменного домашнего задания предложите ученикам обменяться тетрадями с соседом по парте, проверить выполнение задач, поставить оценку (карандашом), рассказать о допущенных ошибках и проанализировать их или посоветовать, как в дальнейшем их не допускать.
  • проверка с помощью интерактивной доски. Правильные ответы на вопросы выводятся на экран, и ученики сверяются с ними и исправляют свои ошибки. Каждый ответ должен сопровождаться комментарием педагога.
  • устный тест. Учитель задает вопросы и предлагает несколько вариантов ответов. Даже если ученик сразу не может избрать правильную, предложите ему пойти по пути «исключения» и начать с тех вариантов, которые точно не являются правильными. Такая проверка-упражнение поможет развивать логическое мышление и усвоить материал.

Этими методами могут пользоваться, как учителя так и родители. Главная цель обоих это научить ребенка самостоятельности. Почему бы не начать с домашнего задания.