Основа конструктивного разговора — дискуссия

Метод дискуссий всегда показывает хороший результат, как в изучении материала так и в поиске решения и налаживание связей.

Владеть искусством правильной дискуссии должны как учителя так и родители. Ведь важно давать возможность ребенку высказаться и лаконично формулировать свои мысли. Эти навыки дает дискуссия.

Давайте их осваивать вместе со специалистами INTBOARD™.

Дискуссию можно рассматривать как метод интерактивного обучения и как особую технологию. В качестве метода дискуссия активно используется для организации интенсивной умственной и ценностно-ориентирующей деятельности учащихся в других технологиях и методах обучения: социально-психологических тренингах, деловых играх, анализе различных ситуаций и решении задач. В качестве своеобразной технологии дискуссия сама включает в себя другие методы и приемы обучения: «мозговой штурм», «синектика», «анализ ситуаций» и т.д.

Учебный эффект дискуссии определяется предоставленной участнику возможностью получить разнообразную информацию от собеседников, продемонстрировать и повысить свою компетентность, проверить и уточнить свои представления и взгляды на обсуждаемую проблему, применить имеющиеся знания в процессе совместного решения учебных задач.

Формы дискуссии

Существует несколько форм проведения дискуссии. От правильного выбора формы обсуждения зависит, будет дискуссия эффективной.

Новой формы дискуссия приобретает при использовании интерактивного детского стола. Беседа становится более осмысленной и имеет визуальную составляющую.

Круглый стол — это беседа, предусматривает участие около 5 учеников, которые последовательно обсуждают определенную проблему.

Заседание экспертной группы — для его проведения класс надо объединить в рабочие группы, каждая из которых на подготовительном этапе самостоятельно обсуждает важный вопрос и выбирает эксперта. Он будет выражать позицию группы во время заседания. Далее обсуждение происходит между экспертами — представителями групп. Важно — группы не могут вмешиваться в обсуждение. Хотя изредка можно взять тайм-аут и отозвать эксперта для консультации с группой.

Форум — обсуждение, во время которого группа обменивается мыслями с «аудиторией», то есть классом.

Дебаты — дискуссия, которая начинается с выступлений представителей от каждой стороны, после чего каждый участник обсуждения может ставить с трибуны вопросы и давать комментарии.

Судебное заседание — обсуждение вроде судебного рассмотрения дела.

С интерактивным оборудованием все уроки становятся более наполненым. Есть возможность разработать персонажей дискуссии, которые будут олицетворять каждого участника. Такой подход вносит дополнительную геймификация.

Условия эффективного проведения дискуссии

Полная включенность группы в дискуссию, участие каждого ученика в ней, для чего необходимо:- привлечь учащихся к определению темы

  • дискуссии, предоставив им возможность выбора темы из нескольких альтернативных,
  • проблемно сформулировать тему дискуссии, так, чтобы вызвать желание ее обсуждать,
  • расположить группу так, чтобы устранить препятствия, затрудняющие общение,
  • предоставить каждому ученику возможность высказаться;

Обучение учащихся умению вести дискуссию, совместная разработка правил и норм групповой коммуникации;
Особая позиция преподавателя как руководителя дискуссии, которая заключается в стимулировании обсуждения, консолидации мнений, подведении результатов работы. Личная позиция преподавателя по обсуждаемой проблеме не надлежащая доминировать, хотя он может выступить в роли рядового участника дискуссии, не навязывая ученикам свою точку зрения.

Основные шаги при подготовке к дискуссии:

  • выбор темы дискуссии определяется целями обучения и содержанием учебного материала. При этом на обсуждение выносятся темы, имеющие проблемный характер, содержат в себе противоречивые точки зрения, дилеммы, затрагивающих привычные факторы обучения. Целесообразно предложить учащимся на выбор несколько вариантов проблем, связанных с конкретной учебной темой. В ситуации выбора происходит принятие учениками темы как значимой для себя, возникает мотивация к ее активному обсуждению;
  • тема разбивается на отдельные вопросы, которые сообщаются ученикам;
  • указывается литература, справочные материалы, необходимые для подготовки к дискуссии;
  • организуется самостоятельная работа учащихся.

Специалисты INTBOARD™ раскрыли основные проблемы и аспекты ведения дискуссии. Как видите, ничего сложного нет, нужно лишь проявить фантазию. Ученики охотно участвуют в такой классной работе.

Много полезной информации вы найдете в разделе Блог. А чтобы видеть все новости INTBOARD™, подписывайтесь на нашу официальную страницу.