Сказкотерапия. Метод воспитания, который набирает популярность каждый день

Хотя мы уже и взрослые и до сих пор помним любимую детскую сказку. А задумывались ли вы, что сказки воспитывают нас? С ними мы учимся отличать добро от зла, находим жизненные ценности и формируем мировосприятия. Вот почему важно следить, какие книги читает ваш ребенок

Сказка — язык, который понимает ребенок

Не самым ли интересным методом воспитания ребенка можно назвать сказкотерапию. Когда образуют связь между сценарию сказки и поведением людей в реальной жизни. Ребенок берет пример с любимых героев, пытается анализировать их поведение и представляет свои действия в различных ситуациях.

Сказка может стать отличным инструментом для педагога, психолога, родителей, с ее помощью легче найти общий язык с ребенком.

Сказкотерапия — это один из эффективных методов работы с учащимися начальных классов, которые испытывают тех или иных эмоциональных и поведенческих проблем. Суть этого метода в создании особой сказочной атмосферы, которая делает мечты ребенка действительностью, позволяет ребенку вступить в борьбу со своими страхами, комплексами.

С сказочными героями можно создавать различные коллажи, использовать образы, как действующие лица различных игр или даже создать собственную интерактивную игру. В последнем случае понадобится интерактивная доска или планшет.

По мнению ученых, сказкотерапия помогает:

 

  • бороться со стрессом;
  • гармонизировать свой внутренний мир;
  • реализовать творческий потенциал;
  • найти решение сложной проблемы;
  • укрепить силу духа;
  • стать добрее и положительно воспринимать жизнь
  • способствует развитию речевой компетентности и правильного произношения.

Простой алгоритм для сказки:

 

  • находим проблему, сложную ситуацию;
  • придумываем героя, у которого есть сходство с ребенком (достаточно даже элемента одежды)
  • описываем его поведение, схожа с поведением ребенка в критической ситуации;
  • описываем чувства героя, которые опять же схожи с чувствами ребенка;
  • поиск решения проблемы, выхода из сложившейся ситуации. Как можно поступить, отреагировать, и что из этого получится;
  • придумать ключевой момент, который изменил отношение героя и его поведение;
  • конечно же, хэппи-энд, каким и должен завершиться сказка. Победа над трудностями, страхами, сомнениями и комплексами.

Так вы сможете составить свою историю для решения индивидуальных ситуаций.

 

Рекомендации взрослым по составлению терапевтической сказки:

Начните издалека. Используйте фразы, обозначающие время: «давным-давно», «во времена Царя Гороха», «в древности», «в прошлом году», «такого-то числа и такого-то года»;

Отметьте место, где будут происходить события. В классических сказках это звучит так: «в некотором царстве-государстве», «в тридесятом царстве», «в одном лесу». Но ничто не мешает вам придумать что-то свое, особенно если сказка лечебная и призвана помочь ребенку справиться с какой-то проблемой. Можно выбрать местом сказочных событий свою школу, свой город или село, детская площадка или детский сад;

Придумайте главного героя. Он должен быть похожим на ребенка, которому адресуется сказка. Пусть герой любит те вещи, к которым небезразлична ребенок, имеет схожие с ее привычки и увлечения. Но не стоит полностью копировать ребенка в герои истории. Надо сделать персонажа сказочным, интересным, смешным, волшебным, вызовет у ребенка горячие симпатии и желание оказаться на его месте;

Отметьте символически проблему. Она должна отражать ситуацию, в которую попал ребенок. Измените ситуацию так, чтобы она только угадывалась, сделайте ее по-настоящему сказочной, волшебной, но вполне узнаваемой. Однако уменьшайте трудности, с которыми столкнулся главный герой;

Придумайте продолжение истории. Здесь можно ввести в игру антигероя / героев, которые усугубят проблему. Главное — усугубить проблему максимально, довести до абсурда. Развивайте историю так, чтобы стало понятно — герой просто не может не сделать что-то относительно проблемы;

Вместе с героем решайте его сказочную проблему. Герой сказки должен прийти к решению проблемы так, чтобы ребенок увидел выход из своей собственной — той, под которую и придумывалась сказка. Пусть в процессе герой проявляет свои лучшие качества, задействует различные ресурсы, становясь попутно сильнее, умнее, добрее, смелее;

Выведите своего героя из всех приключений безусловным победителем. Радуйтесь вместе с ребенком его успеха и храбрости, а потом обсудите с ребенком, чему научила персонажа сказки эта история, как он в дальнейшем будет вести себя, попав в похожую ситуацию.

Сказкотерапия должна предоставить ребенку возможность прибегнуть к самоанализу. Главный герой переживает те же эмоции, что и ребенок, преодолевает те же страхи и комплексы, находит выходы из проблемной ситуации. Ребенок сравнивает себя с персонажем, анализирует его поведение и, как результат, учится преодолевать трудности различного характера в реальной жизни, избавляется от тех недостатков, которые присущи ей сейчас.

Так, что, начинаем писать собственную сказку?