Смешаное обучение. Помогает или мешает учиться?

В последнее время довольно активно внедряется смешанное обучение. В связи с этим, команда INTBOARD ™ решила самостоятельно проанализировать все плюсы и минусы в таком виде обучения.

Оно позволяет сочетать традиционные методики и актуальные технологии. Модель не предполагает радикального отказа от традиционного образования, поскольку очное образование дает важные языковые и социокультурные навыки.

Ученик имеет возможность ознакомиться с необходимым для урока материалом с помощью интернета и гаджетов перед занятием. И при этом не томиться за книгой. Нужно взять смартфон, зайти в личный кабинет, посмотреть видео с грамматикой и узнать слова, которые понадобятся во время следующего занятия, а в упражнениях можно практиковать полученные знания.

Учебный материал на таком уроке — это не флешка с презентацией, а современные образовательные онлайн — сервисы, учебные платформы, виртуальные лаборатории, облачные мультимедийные приложения, учебно — развивающие проекты.

С развитием технологий такая методика становится чаще применена не только в обучении школьников и студентов, но и в процессе корпоративного обучения и изучении иностранных языков.

Технология обучения с помощью смешанного формата строится по схеме:

Онлайн — во время первого этапа ученики разрабатывают теоретический материал самостоятельно, фиксируют непонятные нюансы, которые требуют объяснения педагога; закрепление информации происходит в любое удобное для студента время и место;

Оффлайн — ученики обсуждают пройденный материал в аудитории, выясняют непонятное раньше; учитель применяет различные методы Геймификация для возможности воспроизведения информации аудиторией.


С началом использования интерактивных панелей на уроках, этот подход становится все более актуальным. Привычные методы обучения теряют свою актуальность.
В общем выделяют несколько моделей смешанного обучения:

  •  ротационная: ученики дежурят онлайн и офлайн-форматы; в таком случае сочетаются: работа в малых группах, работа в группах по решению конкретной проблемы, групповые проекты, индивидуальные уроки и письменные задания;
  • flex-модель: учебный материал, как и помощь преподавателя, доступны онлайн; одновременно, возможны встречи в формате работы в небольших группах или индивидуальных консультаций;
  • self-blend: как дополнение к основному курсу, студенты регистрируются и изучают дополнительные онлайн-курсы;
  • овладевать материалами этих программ можно как в аудитории, так и за ее пределами;модель обогащенного виртуального обучения (учебный материал студенты получают в учебном заведении, а персональные задания выполняют самостоятельно).

Такой подход к обучению имеет немалые преимущества:

1 Оказывает большую свободу ученику. Где и когда воспользоваться онлайн-сервисом — личный выбор каждого. Хоть три раза в день по 10 минут, хоть 30 минут за один раз.

2 Воспитывает самостоятельность и ответственность. То, насколько подготовленным придет на урок ученик, зависит только от него и речь идет не просто о выполнении домашнего задания.

3 Развивает чувство уверенности в себе через предварительную подготовку, а следовательно снимает страх перед публичным употреблением нового материала.

4 сокращает время на проверку домашних упражнений, поэтому появляется больше времени для групповых и парных коммуникативных задач, учитель имеет возможность рассказать материал, который не напечатано в учебнике. Значительно повысит заинтересованность учеников.

5 Повышает эмоциональный интеллект с помощью постоянного взаимодействия учеников в классе, что способствует лучшему усвоению материала.

6 Настройте процесс обучения путем привлечения технологий. Интерактивный сервис Neerpod позволяет разработать уникальное домашнее задание для ученика и следить онлайн за его выполнением. Этот, и еще более 30 интерактивных сервисов содержатся в «Intboard Простiр«.

7 Повышает личную мотивацию с помощью коммуникативной деятельности в классе.

Понятно, что как любой процесс, смешанное обучение имеет и негативные последствия. Давайте их рассмотрим:

1 Преподавателю нужно время, чтобы разместить необходимый материал в сети;

2 Преподаватели требуют подготовки по применению этого метода обучения, чтобы сделать его эффективным;

3 Учащимся необходимо показать, как использовать средства технологий и от них ожидается;

4 Ученики должны тратить определенную часть своего свободного времени на обучение.

Смешанный подход к обучению является одной из наиболее актуальных образовательных технологий современности. Он позволяет воспользоваться гибкостью и удобством дистанционного курса и преимуществами традиционного класса. Среди интерактивных подходов к обучению он занимает ведущее место.